Сколько их было, и кого брали на службу
Точное количество польских военных коллаборационистов неизвестно. Войцех Змысьленый, автор тематического сайта "В ненавистном мундире" , называет цифру 375 тысяч. Из них около 60% (200–250 тыс.) - граждане межвоенной Польши (по данным Института национальной памяти Украины, приблизительно столько же украинцев воевало на стороне нацистской Германии). Остальные 40% составляли поляки из "этнических" польских территорий, которые до войны принадлежали ІІІ Рейху.
Профессор Института истории Варшавского университета доктор Ежи Кохановский приводит значительно большее количество - "между 400 тыс. и 0,5 млн". При этом он добавляет: "…речь идет не о поляках как таковых, а о гражданах межвоенной Польши, поскольку это не совсем одно и то же". Но, по его мнению, большинство из них считали себя поляками.
С ним соглашается и Рышард Качмарек: "…с территории всей оккупированной Польши в 1940–
1945 гг. были призваны в германскую армию примерно 450–500 тысяч
человек". Историк уточняет, что речь идет о вписанных в третью группу в
так называемых фолькслистах (Deutsche Volksliste - DVL) - документах о
принадлежности жителей оккупированных территорий к "немецкому
национальному сообществу".
"Фолькслисты" делили население оккупированной Польши на четыре группы, в зависимости от степени их германизации. Первые две составляли граждане Польши немецкого происхождения, которые проживали на "восточных землях, присоединенных к Рейху" (eingegliederte Ostgebieten), то есть в Силезском, Познаньском и Поморском воеводствах, а также отчасти в Белостоцком, Келецком, Краковском, Лодзьском и Варшавском. Остальные земли межвоенной Польши, вместе с западноукраинскими, были в составе так называемого Генерал-губернаторства.
Лица первой и второй групп считались полноправными немцами. Они отличались только уровнем прогерманской политической активности в довоенной Польше, но имели все гражданские права.
Подавляющее большинство поляков на "присоединенных" землях записали в "немцы" третьей и четвертой групп. Третья группа - преимущественно силезцы, кашубы, мазуры, выходцы из польско-немецких семей - и была основным "поставщиком" поляков в вермахт. Им предоставлялось "пробное гражданство" на десять лет. Полное гражданство надо было заслужить своей деятельностью и политической позицией. Четвертую группу составляли "полонизированные немцы", которые до войны активно работали в польских политических и общественных организациях. Пробное гражданство им предоставлялось только в индивидуальном порядке, после "расовых исследований".
Военная обязанность распространялась на первые три группы. Но после поражения под Сталинградом и открытия союзниками фронтов в Италии и Нормандии поляков из "включенных" земель начали массово вписывать в третью группу "фолькслистов". Потом уже призывали в армию и вписанных в четвертую группу. Война на три фронта заставляла нацистов сквозь пальцы смотреть на "расовые теории".
![]() |
| Солдатская книжка (зольдбух) обер-ефрейтора Болеслава Цихоцкого. |
В отличие от Змысленого, ни Качмарек, ни Кохановский не упоминают об этнических поляках, которые до 1 сентября 1939 г. жили в ІІІ Рейхе. Если учесть еще и их (а это 125–175 тыс.), то число польских коллаборационистов может колебаться в пределах 525–675 тысяч. Это без учета других силовых структур III Рейха, где служили поляки: внутренней полиции в Генерал-губернаторстве ("гранатовой полиции", называемой так из-за цвета мундиров); добровольческой вспомогательной полиции (шуцманов) в Правобережной и Центральной Украине ("рейхскомиссариат Украина").
Некоторые поляки были мобилизованы или добровольно шли в войска СС (Waffen-SS). Точное их количество неизвестно, но историки говорят, что оно не было значительным.
В ноябре 1939 г. Управлением расовой политики НСДАП была подготовлена программа «Вопрос отношения к населению бывших польских районов с расово-политической точки зрения», согласно которой кашубы и силезцы объявлялись полонизированными немцами и подлежали повторной германизации.
Кашубы – хоть и родственный полякам, но отдельный народ, населяющий Гданьское Поморье. Из-за симпатий кашубов к немцам Варшава планировала на 1942 год их переселение вглубь Польши, а их земли предполагалось заселить этническими поляками. Помешала война.
1. Поляки в вермахте и СС
Великопольская политика 1918 — 1939 гг. привела к тому, что многие кашубы, мазуры, силезцы и гуралы, особенно молодежь, видела в лояльности германской администрации возможность национального возрождения. Именно они составляли основную часть тех поляков, которые вступали в ряды вермахта и СС.
| Польские добровольцы перед сборным пунктом вермахта. |
Отдельных силезских, кашубских или мазурских формирований не создавалось. Представители данных локальных групп поляков проходили службу на общих с немцами основаниях. Среди военнопленных, захваченных Советской армией на Восточном фронте, насчитывалось 60 280 поляков. Косвенно эти данные позволяют судить о количестве поляков — солдат и офицеров вермахта.
![]() |
| Польские солдаты вермахта на могиле своего товарища. Восточный фронт. |
Кроме того, несколько тысяч поляков были взяты в плен союзниками вместе с немецкими солдатами на Западном фронте во время Фалезской операции в августе 1944 г. Британское командование разрешило им вступить во II-й польский корпус, который вел боевые действия с германскими войсками во Франции, Бельгии и Нидерландах в 1944 — 1945 гг.
| Польские солдаты вермахта на стрельбах. Франция. Март 1944 г. |
Известно и о наличии поляков в составе войск СС. За время боев на Восточном фронте польские добровольцы были отмечены в 3-й танковой дивизии СС Totenkopf; в 4-й полицейской гренадерской дивизии СС; в 31-й добровольческой гренадерской дивизии СС Bohmen und Mahren и 32-й добровольческой гренадерской дивизии СС 30. Januar.
| Góralski Legion Waffen SS |
В то же время необходимо отметить, что остальные поляки, проживавшие на территории генерал-губернаторства (Generalgouvernement), в Вооруженные Силы Германии не призывались.
На заключительном этапе Второй мировой войны в состав войск СС вошла так называемая Свентокшижская бригада, или бригада Святого Креста (Brygada Swietokrzyska), сформированная из членов довоенных польских фашистских организаций, придерживавшихся радикальных антикоммунистических и антисемитских взглядов. Она входила в состав польских Национальных Вооруженных сил (Narodowe Siły Zbrojne). Ее возглавлял полковник польской кавалерии Антоний Шацкий (Antoni Szacki).
В 1944 г. бригада (820 человек) в южной Польше вела боевые действия против германской армии и польской Армии Людовой. В январе 1945 г. под г. Краковом вступила в бой с Советской армией и вскоре вошла в союзные отношения с 59-м армейским корпусом вермахта.
Вместе с германской армией бригада Святого Креста отступила на территорию протектората Богемия и Моравия, где ее солдаты и офицеры получили статус добровольцев СС (SS-Polnisch-Freiwillingen). Они были частично обмундированы в эсэсовскую форму, но с польскими знаками отличия. Из бойцов бригады формировались группы и забрасывались в тыл Советской армии для проведения диверсионной деятельности. Состав бригады пополнялся за счет польских беженцев.
В апреле 1945 г. бригада (4000 человек) выступила на фронт. В оперативном отношении она была подчинена сдерживавшему наступление Советской армии танковому корпусу Feldhernhalle. В задачи бригады входила борьба в прифронтовой зоне с чешскими партизанами и советскими разведгруппами.
5 мая 1945 г. польские эсэсовцы (1417 человек) покинули свои позиции и отступили на запад, навстречу наступающей армии США. В ходе своего марша они освободили узников (около 700 заключенных, в том числе 167 поляков) концентрационного лагеря Голышув. В плен были взяты 200 охранников.
Американское командование взяло бригаду под свою защиту, поручило ей охрану лагерей немецких военнопленных и затем позволило ее солдатам и офицерам укрыться в американской оккупационной зоне.
| Бойцы польской бригады Святого Креста. Май 1945 г. |
В послевоенной Польше солдаты и офицеры бригады Святого креста были заочно осуждены.
«Восточный фронт – самое страшное, что ожидало поляков в вермахте. Все боялись советского плена, потому что знали, что их участь будет не лучше участи красноармейцев в немецком плену. И поляки в России сражались, лишь бы выжить».
«В вермахте… к полякам относились, как и ко всем остальным. Поляки были товарищами по оружию… На них не смотрели, как на граждан страны, с которой Третий рейх находился в состоянии войны…»
В октябре 1939 г. германские оккупационные власти приступили к формированию польской вспомогательной полиции (Polnische Hilfspolizei или Polnische Polizei im Generalgouvernement). В ее ряды призывались бывшие полицейские Польской республики. К февралю 1940 г. она насчитывала 8700 человек, а в 1943 г. — уже 16 000 человек. По цвету униформы она получила название Granatowa policja — «синяя полиция». В ее функции входила прежде всего борьба с уголовной преступностью и контрабандой.
![]() |
| Проверка документов немецкой и польской полицией. Варшава, 1941 г. |
![]() |
| Немецкие и польские полицейские |




